Сегодня Еврокомиссия обнародует долгожданный проект энергетической программы ЕС. Его главной целью будет достижение энергетической независимости континента от России. Европа намерена всеми доступными дипломатическими средствами устанавливать стратегическое партнерство с Азербайджаном и Туркменистаном.
Конфликт на Украине привел к самому сильному за несколько десятилетий обострению отношений между Европой и Россией, которая обеспечивает почти 27% всех потребностей ЕС в газе. Геополитическая обстановка заставляет ЕС ускорить поиск альтернативных российскому «Газпрому» поставщиков голубого золота.
После вступления в должность полгода назад Марош Шефчович определился с первостепенными задачами. Энергетическим приоритетом Евросоюза сейчас становится «Южный коридор», проект стоимостью 45 млрд. долларов, по которому газ пойдет на юго-восток Европы из Каспийского моря и, возможно, Ближнего Востока. «Южный коридор» по плану должен давать Европе к 2020 году 10 млрд. м³ азербайджанского газа. Последним участком «южного коридора» должен стать Трансадриатический газопровод (ТАГ), который протянется в Италию.
По словам Шефчовича, Европа использует весь свой политический вес и влияние для того, чтобы строительство ТАГ было закончено в 2019 году. Брюссель ради высокой цели даже пошел на маленькую хитрость: чтобы обойти жесткие европейские законы о конкуренции, трубопровод уже назвали «проектом всеобщего интереса».
Еврокомиссар по энергетике признает, что Брюссель допустил немало ошибок с первым «южным коридором», газопроводом «Набукко», который должен был связать Турцию с Австрией. От планов построить «Набукко» отказались в прошлом году. Главной причиной стали сомнения, что через него будет проходить достаточный объем газа для того, чтобы сделать проект экономически и коммерчески оправданным и выгодным. «Набукко» имел плановую пропускную способность 31 млрд. м³ и должен был получать газ из Азербайджана, Туркменистана, Ирана и Ирака.
Еврокомиссар Шефчович говорит, что Еврокомиссия учла ошибки «Набукко», главной из которых, по его мнению, является недостаток политической поддержки.
Интерес Европы к юго-востоку континента усилился после отказа России от «Южного потока», по которому в Европу должны были поступать ежегодно 63 млрд. м³ газа. Конечно, ТАГ, который будет обеспечивать всего лишь 2% потребности континента в газе, его не заменит. Кстати, после 2020 года предполагается увеличить его пропускную способность до 20 млрд. кубометров.
http://expert.ru/2015/02/25/evropa-hoch … menistana/